Приобретение колоколов – очень значимый и долгожданный момент в жизни каждого храма или часовни. Это связано не только с исключительно важной ролью колоколов в обрядах христианских традиций, но и с их довольно высокой стоимостью. Церковные колокола, как правило, служат десятки и даже сотни лет. Чин освящения новых колоколов часто является знаменательным событием не только для конкретного храма, но и всего населенного пункта. Поэтому подходить к вопросам выбора колоколов, их сочетания и размещения следует предельно взвешенно.
При выборе колокола в первую очередь внимание на себя обращают его внешний вид, звучание и цена. Попробуем разобраться как эти характеристики связаны между собой, что в них заложено и в каких случаях некоторые из них могут являться определяющими.
Внешний вид церковного колокола выражается в первую очередь в его размерах и форме, а также художественном оформлении. Для православных колоколов определяющими показателями в размерах являются высота от низа тулова до вершины короны, нижний и, в меньшей мере, верхний диаметры и толщина стенки. В то же время толщина стенки не постоянна на разных уровнях высоты и задается кривыми, огибающими вертикально наружную и внутреннюю поверхность. Эти кривые образуют профиль колокола.
Для отечественной колокололитейной традиции характерным является такое соотношение геометрических размеров колокола. Нижний диаметр равен высоте колокола с короной, а верхний – половине нижнего. Толщина стенки утоньшается от низа к верху. Самая широкая ее часть называется боем или ударным поясом. Для боя в литературе также приводятся числовые зависимости с диаметром колокола. Они варьируются от 1:12 в старинных колоколах до 1:15 – в современных.
В былые времена особенности построения профилей своих колоколов мастера держали в секрете. Индивидуальный профиль каждый колокололитещик зачастую выводил экспериментально, методом проб и ошибок. Поскольку литейное производство как правило являлось семейным делом, то эти знания передавались из поколения в поколение, оставаясь достоянием конкретного рода.
Сейчас же возможности современных компьютеров позволяют создать математическую модель будущего отливка и всесторонне ее исследовать. Благодаря этому можно заранее спроектировать колокол с нужными характеристиками. Однако на практике в Украине большинство колокололитейщиков при проектировании своих профилей опираются на исследования готовых старинных образцов и обнаруженных в них закономерностей. Пытаясь таким образом воссоздать заведомо хорошие колокола.
Производители сегодня предлагают колокола с различной обработкой поверхности. Она может быть полированной, матовой либо черненной. Иногда предлагается даже патинирование для придания отливку изумрудного цвета. Следует отметить, что на воздухе поверхность колокола окисляется естественным путем. Получившаяся таким образом голубовато-зеленая патина защищает колокольный металл от дальнейшего атмосферного воздействия.
Оформлены колокола также могут быть по-разному. Как правило на них наносят горизонтальные пояски или бороздки, растительный или геометрический орнамент, а также иконы. Кроме того, на колоколах могут присутствовать и надписи, нанесенные как методом литья, так и гравировки. В них может заключаться информация о дате отливки колокола и его производителе, благотворителях, пожертвовавших на это средства, храме, для которого создан колокол, и его священнике, а также другие сведения. Если колоколу присвоено имя, оно также помещается на его тулово.
Хотя привлекательный внешний вид церковного колокола бросается в глаза в первую очередь, решающее значение при его выборе все же имеет звучание. Ведь колокола находятся высоко на колокольне и прихожане их в основном не видят, а только слышат. Звучание колокола задается его основным тоном и тембром. Кроме основного тона в православных колоколах присутствуют еще несколько тонов, образующих с основным различные музыкальные интервалы. На каждый из этих тонов накладываются гармоники, придавая звучанию яркость и наполненность. Гармоник может быть разное количество, они могут иметь различную громкость и продолжительность звучания. Звуковой спектр православных колоколов часто содержит и негармонические призвуки. Все вместе они и образуют тембр колокола, задающий его индивидуальность и красоту звона. Тонкостенные католические колокола проектировщики стараются настроить строго на определенный тон, исключив наличие вспомогательных.
Хорошо изготовленный колокол звучит звонко и вместе с тем мягко, громко и продолжительно. Громкость звучания колокола – очень важная характеристика. Ведь чем громче колокол, тем на более длинное расстояние будет доносится его звон. И тем больше людей, находящихся в это время вне храма, смогут на мгновение отвлечься от своих мирских дел и мысленно перенестись на богослужение. При продолжительном звучании колоколов в звуковом спектре проявляются унтертона. Они создают как бы фоновое сопровождение ярким звукам, образующимся непосредственно в момент удара.
Все эти параметры звучания формируются при отливке колокола и определяются прежде всего его профилем. Художественное оформление вносит изменения в профиль колокола, а значит может влиять и на его звучание. Поэтому следует отдать предпочтение изображению икон с не очень высоким рельефом. На малые колокола иконы как правило не наносят, поскольку это может сильно исказить их звучание. Литым надписям с крупным шрифтом и высоким рельефом также следует отдать предпочтение гравировке, по-крайней мере на малых колоколах.
Влияет на звучание колокола также состав его сплава и технология литья. Наиболее оптимальным для образования колокольной бронзы считается сплав включающий четыре части меди и одну часть олова. Примесь других металлов считается нежелательной. Увеличение количества олова в сплаве придает колоколу более приятный звон. Однако прочность его снижается и при использовании колокол может повредится. К порче могут привести и скрытые дефекты литья, раковины, трещины. Если колокол треснул, он не подлежит дальнейшей эксплуатации. Его звук становится глухим и часто дребезжащим.
К повреждению колокола может привести и неправильно изготовленный или подвешенный язык. Согласно современным представлениям он должен быть из мягкой стали с относительно тонким стержнем и массивным шаро- или бочкообразным яблоком. Подвесить его следует так, чтоб яблоко ударяло точно в ударный пояс. Слишком высоко подвешенный язык не сможет полностью раскрыть возможности колокола. Подвешенный слишком низко может привести к расколу от удара. При использовании системы Электронный звонарь с электромагнитными молотками необходимость подвески языков отсутствует. Электронный звонарь с электродвигателями, напротив, требует обязательного снабжения каждого колокола языком.
Именно из расчета затраченного металла в первую очередь и формируется стоимость будущего колокола. Продают церковные колокола фактически на вес, приводя цену за килограмм колокольной бронзы. Иногда в стоимость изделия могут включить цену языка с креплением, а также нанесение специфических надписей и изображений. Оптимальной ценой можно считать 15-20 евро за килограмм. Если предлагаемая цена выше, разберитесь оправдана ли она и не переплачиваете ли Вы. Более низкая стоимость может говорить о том, что для производства колоколов использовался непригодный сплав.
Чем больших размера и массы колокол, тем более низкое звучание он имеет. Однако это правило не всегда справедливо. Если объем колокольни и прочность несущих конструкций позволяют, размер колоколов при их выборе можно не учитывать.
Выбирая колокол следует исходить из того, чтобы он имел максимально низкое звучание при минимальном весе. Во-первых, более низкий звук будет слышен на большее расстояние. Во-вторых, покупатель экономит средства, ведь оплата рассчитывается исходя из массы колокола, а не его звучания. И наконец, более тяжелый колокол требует более крепких несущих конструкций и создает дополнительные сложности при установке. Создание таких изделий – непростая задача, с которой справляются не все производители. Не редко старинные колокола с меньшей массой имеют более басовое звучание, чем более тяжелые современные отливки.
Опираться при выборе колокола на указанную на сайте колокололитейщика высоту основного тона тоже следует предельно осторожно. Во-первых, отлить колоколол точно в заданную ноту просто невозможно. Во-вторых, даже отлитые в одних и тех же условиях изделия одной массы неизменно отличаются по звучанию. И разница эта порой может быть очень существенной. То есть представленная нота в лучшем случае является ориентиром в определении высоты тона выбираемого колокола. Кроме того, некоторые производители не имеют возможности определить тон звучания своих колоколов. И пользуются таблицами других колокололитейщиков, примерно сопоставляя массу колокола с определенной нотой. В этом случае основной тон может совсем не соответствовать заявленной колокольным мастером ноте.
В дополнение к этому стоит заметить, что даже ответственно подходящие к своей работе мастера колокольного дела, которые проектируют настроенные колокола, для определения высоты тона изделий применяют разные подходы. Так, за основной тон звучания могут выдаваться несколько обертонов звукового спектра колокола, отстоящих друг от друга на октаву: гудящий унтертон, фундаментальный и номинальный тоны. Также основным тоном может называться виртуальный тон, формируемый в виде слуховой иллюзии как единая высота звучания колокола. По нашему мнению, основным должен считаться практически совпадающий по частоте с виртуальным фундаментальный тон. Однако настраивают колокол по номинальному тону. Из приведенного выше следует, что определять звучание колокола лучше всего на слух. Для этого можно воспользоваться и записями звона колоколов одинаковой или близкой массы разных производителей.
Подводя итоги, напомним, что при выборе колокола следует принимать во внимание его звучание, а не внешний вид. Но визуальный осмотр все-таки лучше произвести для выявления возможных дефектов литья. Стоит уточнить у производителя что входит в стоимость колокола для определения конкурентных преимуществ. Лучше отдать предпочтение приобретению готового колокола, а не литью под заказ. Оптимальным вариантом будет, если на складе изготовителя есть несколько колоколов одной массы. Так можно выбрать тот из них, который лучше подойдет по звучанию в Ваш подбор.
О формировании набора колоколов речь пойдет в одной из наших следующих статей. Вы также можете ознакомиться с традициями колокольного звона в православии и храмах христиан западного обряда.
Ярослав Дыма