В христианстве западного обряда использование колоколов имеет давнюю историю. Первые колокола появились в конце IV – начале V в. Легенда связывает их возникновение с итальянским городом Нола в провинции Кампань и местным епископом Павлином. Отдыхая на поле, покрытом цветущими колокольчиками, св. Павлин Милостивый увидел сон. Ему привиделись ангелы, которые раскачивали цветы, разливающие серебристые звуки. Впоследствии по приказу св. Павлина отлили большую копию этого цветка, которая и стала прообразом символа сплочения христиан вокруг Храма.
В католических храмах находились хотя бы два колокола. Один подвешивали высоко в арках дверей между алтарем и сакристией. Когда священник шел в святилище его помощник-алтарник звонил в этот колокол. Это был призыв прихожанам подняться перед началом литургической службы. Второй располагался на ступенях алтаря, звоня в небольшие ручные колокольчики. Псаломщик использовал эти колокольчики для выделения особо торжественных моментов мессы. В отдельных храмах колокола размещали на башнях и их перезвоны приглашали прихожан в церковь на погребальный или венчальный обряды.
Британские и ирландские монахи-миссионеры использовали кованые колокола (клоки) как сигнал, талисман и оружие. Они служили для созыва людей, отпугивания злых духов и различные напасти. В IX в. практика применения колоколов получила распространение по всей Европе. Изготовлялись они из медно-оловянного сплава с добавлением железа или серебра. Колокола этой эпохи отливали небольшие. Их было удобно размещать на фронтонах церквей. Постепенно размеры колоколов увеличились, поэтому для них начали строить небольшие башни на крышах храмов. В них звонили с земли, дергая за веревку. Позже появились колокольни, которые строили отдельно от храмов.
«Звонящие башни» достигли расцвета в средние века. Колокола, которыми украшали традиционные торжества, праздники, мессы совершенствовались всё больше. Звон колоколов приобретал разный смысл: в зависимости от размеров – от больших до маленьких; звон клира, епископский звон или карильон. В VII в. Папа римский Сабиниан официально ввел использование колоколов во время богослужения для сбора прихожан в утренние, обеденные и вечерние часы. Похоронный звон стали использовать в VIII в., благодаря монаху-бенедиктинцу Беде Почтенному. В колокола звонили пока похоронное шествие приближалось к храму, родственники несли тело покойного на кладбище и опускали гроб в могилу. Традицию бить в колокола по почившим в день Всех святых связывают с псалмом «Де Профундис». Этот колокол призывал верующих молиться об усопших.
«Ангельский звон» возник во времена Первого Крестового похода как молитва за успех крестоносцев. Постепенно почитание Девы Марии вылилось в обычай бить в колокола три раза в день – утром, днем и вечером. Эта мелодия – три удара в каждый колокол. Этот звон аккомпанирует пению псалмов, ответу на них и молитве «Аве Мария». Десять ударов колокола и завершающая молитва венчают посвящение Мадонне. В наше время богослужение завершает трезвон, единичный звон или девять ударов благовеста.
Епископ Менденский Дурандос выделял несколько видов колоколов:
- Секилья применялась в трапезной монастыря – аббат подавал сигнал монахам к началу трапезы.
- Нола использовалась во время песнопения церковного хора.
- Нонула или двойной колокол размещались в часах.
- Кампана – большой колокол, который размещали в отдельных башнях, использовали для короткого удара перед началом мессы.
- Сигнум – звон-знак, который находился на колокольнях и применялся в отдельных важных случаях.
- Тинтиннабулум – маленький колокольчик, который использовали во время литургии.
В XVIII в. итальянский священник Ремондини навел семь причин применения колоколов в католическом храме:
- Созыв паствы на священнодействия.
- Для отмечания праздников.
- Приглашение верующих к благодарственной молитве.
- Во время молитвы-просьбы о помощи Божией против непогоды.
- В ознаменование приезда государственных или церковных вельмож.
- Привнести торжественность общественным процессиям и песнопениям во славу Всевышнего.
- Содействовать увеличению почитания верующих к покойному.
Богослужебный звон католических храмов – это «ритмо-обертоновый хаос», море переливающихся звуков. Каждый колокол качается автономно от других, в своем особом ритме, в соответствии с законом маятника.
В основу католического звона положены одиночные или двойные удары облегченного языка в купол вращающегося или раскачивающегося колокола. Колокола оборудованы противовесом, чтобы центр тяжести совпадал с осью вращения. Такой способ не создает четкий ритмический рисунок как в православных звонах. На колокольне устанавливают от 2 до 6 колоколов. По традиции колокола имеют тонкие стенки, подбираются или отливаются в гармонии с основным тоном с незначительным количеством обертонов.
В наше время католическая церковь использует колокола для созыва народа на священнодействия, колокольный звон сопутствует евхаристическим процессиям, молитве «Ангел Господень», церемонии встречи епископа и обряд погребения. Во время мессы мелодии больших колоколов или алтарных колокольчиков (тинтиннабулум) подчеркивают важность её отдельных моментов: начала, приношения даров и тому подобное. Не используют колокола в период Пасхального триденствия, когда католики вспоминают о страстях Иисуса Христа. Завершительная мелодия всех колоколов и колокольчиков храма сопровождает начало мессы Великого четверга, затем колокола замолкают до навечерия Пасхи.
Компания Dzvonar предлагает оборудование для автоматизации колокольного звона в том числе и в соответствии с католической традицией. На колокольне могут быть установлены двигатели для раскачивания колоколов. А в память устройства управления звоном уже заложено большое количество католических мелодий. Свяжитесь с нами и мы поможем в подборе Электронного звонаря, который улучшит функционирование Вашего храма.
Предлагаем Вам также прочитать статью о православной традиции колокольного звона.
Оксана Сулима