Колокольный звон является одним из основных элементов православного богослужения. Не даром его издревле называли "Гласом Божьим". Он призван созывать на службу верующих, выражать торжество Церкви и ее богослужения, а также возвещать отсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей служения, приглашая их к молитве.
Инструментоведение определяет колокол как ударный музыкальный инструмент с самозвучащим телом. Однако звук церковного колокола имеет настолько насыщенную тембральную окраску, что выделить основной тон бывает очень сложно. Кроме того, высота звука колокола может меняться в процессе звучания. Два одинаковых по размеру и весу колокола будут звучать похоже, однако оттенки их тембров все равно будут отличаться.
Это делает православную традицию колокольного звона более оправданной в сравнении с западноевропейской. Если последняя опирается на мелодическую и гармоническую основы музыки, то в центре православного звона лежит темп и ритм. Его благозвучность определяется слаженным сочетанием тембральных составляющих каждого участвующего в звоне колокола. Этот звон насыщен импровизацией и обусловлен чувством ритма, знанием звукоряда и исполнительской техникой звонаря. Православный колокольный звон передает спокойствие и радость, глубокую скорбь и торжество духовного содержания службы в храме.
Колокола звонницы православной церкви с некоторой долей условности можно разделить на 3 группы: большие, средние и малые.
Большие колокола еще называют благовестниками, поскольку основной совершаемый ними звон именуется благовестом. Если их в подборе несколько, то они имеют свои названия и исполняют следующие функции. В Праздничный колокол звонят на Пасху и двунадесятые праздники, а также в иных особенно торжественных случаях. Это самый большой по весу колокол. Вторым по величине является Воскресный. Его используют в воскресных богослужениях и в великие праздники. В Полиелейный звонят в дни средних праздников, когда совершается полиелей. В обычные, не праздничные дни, используют в звоне Будничный (простодневный) колокол. В Постный колокол звонят в период Великого поста. А в Часовой перед чтением великопостных часов.
Кроме благовеста большие колокола используются и в исполнении других мелодий. Это фундамент традиционного православного звона, они задают ритм и своим басовым звучанием придают ему силу и величественность. Обычно в колокольне благовестников бывает от одного до двух, но может быть и большее количество.
Средние колокола называют также подзвонными. Они не имеют специфической функции и служат исключительно для украшения звона. Тон их звучания выше, чем у благовестников. Их может быть любое количество, но не менее двух. Хорошо подобранные подзвонные колокола позволяют создавать благозвучные ритмические подпевки к основному музыкальному рисунку. Чем больше подзвонных колоколов, тем больше возможностей варьировать мелодии и соответственно разнообразнее звон.
Малые, или иначе зазвонные, колокола имеют самый высокий тон звучания в подборе звонницы. Их количество традиционно составляет от двух до четырех штук. Зазвонные колокола играют самые мелкие длительности. В них сосредоточена вся яркость и энергичность праздничного звона. Играемый ними ритмический рисунок разнообразен, с множеством эффектных акцентов. Часто он образует так называемые трели, которые насыщают звон красочными оттенками.
В зависимости от ситуации и необходимости осуществления тех или иных элементов звона, колокола из одной группы могут примыкать к соседней. Особенно легко это реализуется в случае использования системы автоматизации колокольного звона Электронный звонарь. Поскольку в этом случае нет ограничений в виде неудобного размещения веревки от языка колокола в звонарском столбике или, к примеру, нахождения ее в связке зазвонных колоколов.
Выделяют такие виды православного звона: благовест, перезвон, трезвон и перебор. Благовест представляет собой мерные удары в басовый колокол и возвещает благую весть о начинающемся богослужении. Для правильного выбора благовестника при осуществлении этого звона необходимо учесть статус службы, время её совершения и момент служения.
Трезвоном принято называть фактически любой праздничный звон. Он призван выразить христианскую радость и производится в наиболее торжественные моменты службы в храме. Во время его исполнения используются все группы колокольного подбора. Трезвон может быть исполнен в один, два или три приема в соответствии с тем, какой службе суточного круга он предшествует. В один прием трезвонят перед вечерней, в два – перед утреней, и в три – перед литургией.
Поочередный звон в каждый колокол от самого большого до самого малого называется перезвоном. Причем подряд в каждый колокол можно производить по одному или несколько ударов. Перезвон исполняется перед особыми действами и может символизировать сошествие на воду Божьей Благодати при чине водоосвящения.
Перебор – медленный звон поочередно во все колокола единожды, начиная с самого малого и заканчивая самым большим. Перебор называют также погребальным звоном. Он выражает грусть и скорбь о почивших.
Все виды православного колокольного звона имеют не только множество вариантов исполнения, но и устоявшиеся разновидности. Многие из них получили свои названия и уже стали традиционными. Православный колокольный звон разнообразен. Звонить одинаково в праздники и будние дни не рекомендуется.
Общий порядок колокольного звона регламентирует основная книга православного устава "Типикон". Этот документ составлялся в те времена, когда звон добывали не только подводя язык к краю колокола, но и ударяя снаружи молотком или колотушкой. Никаких строгих указаний к способу извлечения звука из колокола церковно-богослужебный устав не содержит. Следовательно, любой из них является каноническим при соблюдении прочих требований, действительно выдвигаемых "Типиконом".
Предлагаем Вам также прочитать статью о католической традиции колокольного звона.
Ярослав Дыма